Железная выдержка и профессионализм

 Железная выдержка и профессионализм

Профессия осмотрщика вагонов требует физической выносливости и особой бдительности – отправляя поезд в путь, нельзя упустить из вида ни одной детали: каждый выбивающийся звук, выпавшая гайка или облупившаяся краска на буксовом узле угрожает безопасности движения. Вот уже без малого 35 лет с этой «не женской» работой успешно справляется Валентина Маслова.

Валентина Михайловна – осмотрщик вагонов пункта технического обслуживания станции Астана Астанинского эксплуатационного вагонного депо Акмолинского отделения грузовых перевозок. Эту эстафету она приняла от мамы, которая трудилась осмотрщиком на предгорке вплоть до выхода на пенсию. Работали на железной дороге и двоюродный дедушка нашей героини, двое младших братьев и супруг. Общий стаж всех членов семьи превышает 100 лет.

– По настоянию мамы я устроилась в депо в январе 1985 года. Помню, как после месяца стажировкивпервые самостоятельно вышла в ночную смену. Был сильный мороз. Под утро замерзла, рук не чувствую, плачу. Про себя думаю, больше не вернусь сюда. К следующей смене отдохнула, вышла – и так по сей день, – улыбается Валентина Михайловна.

Технологии изменились, поезда стали современнее, однако ее работу по-прежнему легкой не назовешь, а 30 лет назад, по признанию Валентины Михайловны, было куда сложнее.

– Я начинала смазчицей в нечетном парке. В то время нужно было открывать буксы и смазывать их мазутом. Ходили с пятикилограммовой масленкой, иногда ее хватало только на одну-две буксы. Тогда приходилось ползти через пути, под поездами обратно кколонке с мазутом, – вспоминает она.– А еще буксы забивались щебнем, песком, водой. Прежде чем залить свежий мазут, нужно ее вычерпать, а зимой все это выдолбить – без рук останешься. В сильные морозы разжигали костры, отогревали буксы. Сейчас они закрыты, и мы их просто простукиваем на наличие неисправности.

Валентина Михайловна даже по звуку приближающегося состава знает: пассажирский поезд или грузовой, электровоз или тепловоз, в какую сторону направляется.

Она никогда не боялась тяжелой работы. Выйдя замуж за своего одноклассника, позволила себе немного расслабиться, получив в его лице не только близкого друга и соратника, но и сильное мужское плечо.

– Супруг работал в локомотивном депо, и пока дети были маленькми, мы старались выходить в разные смены. Когда муж оставался с дочками, я знала, что они накормлены, умыты и уложены спать, а по возвращении меня ждал вкусный ужин.Мы жили душа в душу, оттого очень трудно было смириться с потерей, – едва сдерживая слезы, признается героиня.

В 1993 году, не дожив пару месяцев до своего 30-летия, Анатолий Николаевич умер. В это экономически сложное время женщина осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. И хотя на помощь пришли родные – мама и братья, работа и быт практически не оставляли времени на отдых. Пройдя через все испытания судьбы, Валентнина Маслова поставила на ноги своих дочерей Марину и Свету, сегодня она счастливая бабушка троих внуков.

–Никогда не думала, что всю жизнь буду трудиться на одном месте, а сейчас и представить себя в другой профессии не могу. Железная дорога стала вторым домом. Коллектив у нас очень дружный, всегда на подхвате друг у друга. Оттого и смены даются легче, – с улыбкой говорит опытная железнодорожница.