Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52

О филиале

Филиал Акционерного общества Акционерного общества «ҚТЖ-Грузовые перевозки» - «Мангистауское отделение ГП» является обособленным структурным подразделением АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки», расположенным вне места нахождения АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» и осуществляющим его функции.

Филиал создан в целях обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным транспортом.

Основными функциями филиала являются: координация перевозочной работы структурных подразделений Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»; организация движения пассажирских и грузовых поездов; рациональное и эффективное использование подвижного состава (локомотивов, вагонов и т.п.) и объектов инфраструктуры (пути, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, тепло-, водо- и электроснабжения, станционного и вокзального хозяйств и т.п.); оказание транспортно-логистических услуг при перевозке грузов; предоставление услуг тяги, обслуживающего персонала, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и технических средств и др.

Филиал осуществляет транспортное обслуживание Мангистауского региона и граничит с Узбекской и Туркменской железными дорогами, Атырауским и Актобинским отделениями грузовых перевозок.

Сегодня протяженность железной дороги отделения за счет нового строительства увеличилось с 814 км до 1359,8 км, количество раздельных пунктов – с 35 до 60. Всего в границах отделения функционируют более 20 структурных подразделений, и трудится более 5,5 тыс. работников, в т.ч. НОДГП – 2185 чел., НЖС – 1740 чел.

При этом наш регион по праву гордится логистической инфраструктурой:

1. Актауский морской торговый порт - предназначен для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Порт является составляющей частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и СЕВЕР-ЮГ и обеспечивает выход в международные порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.

Перевозка грузов из порта, находящегося на доверительном управлении АО «НК «ҚТЖ», осуществляется в стратегических направлениях портов Анзали, Амирабад, Нека, Ноушахр (Иран), Астрахань, Оля, Махачкала (РФ), Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркменистан). Кроме того, для возможности безперегрузочного сообщения действуют регулярные паромные линии на участках Актау – Баку, Актау – Оля, Актау – Анзали.

Возможности порта: навигация круглогодичная; рабочий график – 24 часа в сутки; количество причалов – 11; количество одновременно обрабатываемых судов – 9; площадь открытых площадок - 79700 кв.м.; площадь крытого транзитного склада - 2000 кв.м.; номенклатура грузов: нефть, металл, зерно и грузы, перевозимые железнодорожными паромами; мощность по перевалке грузов – 17,7 млн. тонн.

2. Актауский морской северный терминал – создан при участии АО «KTZ Express» для осуществления терминальных услуг в порту Актау. Общая площадь 40 га, включает в себя три сухогрузных причала, один из которых – зерновой и два универсальных, общей протяженностью 520 метров, зерновой терминал на 60 тысяч тонн и контейнерную площадку с площадью 108 кв. метров.

3. Новый морской порт Курык – проект реализуется АО «НК «ҚТЖ» для перевалки зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и других грузов в сопредельные государства Каспийского региона. Торжественный запуск первого пускового комплекса состоялось 6 декабря 2016 года с прибытием азербайджанского парома Шахдах.

Общая площадь 43,2 га, протяженность причального фронта паромного комплекса – 350 метров. Железнодорожная составляющая паромного комплекса: общая площадь - 24 га; прогнозный грузопоток – 4 млн. тонн в год. Основные объекты строительства: причал, пирс на 2 парома; два выставочных парка – 12 путей; западный мол – 1050 метров; восточный мол – 450 метров; инженерная инфраструктура порта.

Планируемая автомобильная составляющая паромного комплекса: общая площадь – 7 га; прогнозный грузопоток – 1 млн. тонн в год; основные объекты строительства - причал, пирс на 1 паром, морской вокзал, инспекционно-досмотровый комплекс, автостоянки.

4. Третий морской порт Баутино – расположен в акватории Баутинской бухты Тюбкараганского залива, и именно тут находится пропускной пункт между Казахстаном и Россией. Непосредственно у причала порта любое судно, перевозящее груз в любом направлении, может оформить все необходимые документы для транспортировки товара по морю.

В перспективе планируется развитие инфраструктуры порта. При этом возникает необходимость железнодорожного соединения порта с транспортной магистралью.

5. Международный аэропорт Актау – занимает третье место в Республике Казахстан по объему перевозок, после аэропортов Алматы и Астаны. Пропускная способность терминала составляет 450 пассажиров в час, общая площадь 13 400 кв. метров, включая площадь, занимаемую VIP и CIP – залами.

6. Международная автомобильная трасса Актау-Бейнеу – это связующее звено с автотранспортным коридором «Западная Европа – Западный Китай». Данная трасса является частью великого Шелкового пути и обеспечивает мультимодальность перевозки грузов.

7. Железнодорожный переход Болашак, который как транснациональный объект имеет историческое геополитическое значение. Его торжественное открытие с участием Глав государств Казахстана и Туркменистана состоялось 11 мая 2013 года. Тогда было установлено прямое железнодорожное сообщение между Казахстаном и Туркменистаном. Новая дорога представляет собой кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем - для пассажирских перевозок. Кроме того, железная дорога Казахстан – Туркменистан - это ключевая часть будущего транзитного коридора с выходом на Персидский залив.

8. Межгосударственный стыковой пункт Каракалпакия обеспечивает направление грузо- и вагонопотоков назначением на Узбекскую, Таджикскую и Туркменскую железные дороги. Стык обеспечивает стратегический выход грузов, поступающих транзитом с РЖД, на Среднюю Азию и ближний Восток.

9. Железнодорожный участок Жезказган – Бейнеу стал связующим звеном в международной транспортно-логистической системе. Торжественный запуск новых стальных магистралей состоялся на станции Жезказган 22 августа 2014 года, где принял участие Президент Республики Казахстан. Как отметил А.У.Мамин, работавший в ту пору главой компании, на аппаратном совещании от 25 августа 2014 года: «Запущенные в эксплуатацию два новых участка Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь являются прорывными проектами, которые дадут импульс к развитию не только прилегающих областей, но и экономики всего Казахстана». Завершение его строительства, раньше намеченного срока, является историческим событием суверенного Казахстана, считают заслуженные железнодорожники-ветераны Н.К.Исингарин, К.С.Самбетов, А.С.Сельбаев, А.С.Саркыншаков и многие другие. А с 1 июля 2016 года на этом участке запущено движение пассажирских поездов.

10. Железнодорожный участок Боржакты – Ерсай – Курык-портпротяженностью 34 км стал еще одним из прорывных проектов КТЖ, что закольцевало транспортную магистраль с новым морским портом Курык.

Президент нашей Компании К.К.Алпысбаев уделяет большое внимание развитию транспортной инфраструктуры. Ни одна другая страна на всем постсоветском пространстве не построила в таких объемах новых линий. Сложно оценить историческое значение этих крупномасштабных проектов, внедряемых в компании, так и в нашем регионе.

В филиале была проведена системная работа по улучшению операционной деятельности на основе экономических критериев, которые будут приносить доход и оптимизацию расходов. Кроме того, в условиях трансформации пересмотрена система работы поездной работы с использованием современных информационных и логистических технологий: вместо традиционного условного шифра «НОДО» оперативно-распорядительному отделу был присвоен шифр «НОДН»; разработана система учета событий в филиале; сделано оформление диспетчерского аппарата современными информационными стендами, установлены дисплеи для ежесуточного мониторинга работы полигона, эксплуатационных показателей и при наступлении аварийных и нестандартных ситуациях, сделано световое оформление. Проведено переоснащение студийного помещения и зала для совещаний на основе современных требований. Для улучшения производственных условий для работников диспетчерского аппарата проведено оснащение и оборудование комнаты для приема пищи. В идеологическом плане такие меры направлены на повышение производственной дисциплины и соблюдение служебного этикета. Такие же информационные стенды сделаны для отдела АСУ, статистики, логистики. В планах провести такие же стенды для остальных отделов. За эти достижения в эксплуатационной работе и проведения оснащения филиалом 9 ноября 2016 года получена грамота Президента АО «КТЖ-ГП» Кулакова О.Р.

23 марта 2017 года наш филиал посетил Аким Мангистауской области Е.Л.Тогжанов, которым дана положительная оценка достижениям и проведенной работе по оснащению.

Мы готовы продолжать активную работу по развитию магистральной и логистической инфраструктуры, повышать пропускную и провозную способности отделения. Благодаря развитию базового потенциала наш регион по праву стал логистическим регионом в единой транспортной системе.

Большая часть территории Мангистауского региона занята полынно-солончаковой пустыней с крайне редкой растительностью. Климат крайне засушливый и резко-континентальный, осадков выпадает крайне редко. И, несмотря на эти факторы геологов всё же заинтересовал регион.

Так в 1950-х годах в недрах были открыты богатейшие залежи урана и редкоземельных элементов, нефти и газа. При этом великий ученый Каныш Сатпаев на выездном совещании в Гурьеве (ныне Атырау) отметил о невозможности выработки полезных ископаемых без строительства железной дороги. Позже лично добивался строительства этой дороги жизни...

5 июля 1961 года вблизи поселка Жетыбай забил первый фонтан нефти, что превратило безжизненную степь в промышленно-стратегический район. Это послужило толчком началу первого строительства железной дороги на полуострове Мангышлак. В строительстве принимали участие две организации: СМП №137 начало строительство железной дороги со станции Макат, а СПМК №66 – с Мангышлака. Указанная стройка была завершена в рекордные сроки и 29 июня 1964 года произошла стыковка 704 километровой железнодорожной ветки на 201 км пк 4 перегона Сайутес – разъезд № 9. В следующем году 10 июня 1965 года был введен в эксплуатацию участок Мангышлак – Узень. Уже 30 декабря 1966 года участок Макат – Мангышлак был сдан в постоянную эксплуатацию с торжественным прибытием первого грузового поезда на станцию Мангышлак.

Таким образом, на полуострове Мангышлак появилась новая железная дорога, ставшая основой для развития нашего региона. Это и дало мощный толчок экономическому пробуждению региона.

Начались строиться города, заводы и фабрики, активно осваивались месторождения полезных ископаемых. Железная дорога обеспечивала перевозку стратегических (руда, нефть, сырье, газ, техника, оборудование, ракушняк и т.п.) грузов, в котором труд железнодорожников несомненно был неоценим. Была обеспечена доставка необходимой техники и оборудования для нефтяных месторождений Тенгиз, Каракудукмунай и мн. других в Прикаспийском регионе.

Показательным может служить пример, когда 9 ноября 2004 года мы побили мировой рекорд по перевозке сверхнегабаритных грузов. Из порта Актау на станцию Кульсары успешно транспортировали груз, размеры которого сопоставимы с величиной 4-этажного дома. Это перевозка потребовала высокого профессионализма всех железнодорожников. И сложный экзамен был успешно выдержан!

Сейчас наша область – одна из наиболее процветающих и промышленных регионов в Казахстане. Здесь добывают 25% нефти Казахстана (почти 20 млн. тонн), усиливается иммиграционный прирост населения (более 630 тыс. чел). Жемчужиной региона можно назвать Каспийское море, которое открывает большие торгово-экономические и туристические возможности. С другой стороны соседство на северо-востоке с Атырауской и Актобинскими областями, на юге – с Туркменистаном и на востоке – с Узбекистаном дает безграничные транзитные возможности при перевозках грузов и товарообмене.

В начале 2000-х годов по указанию Главы государства Н.Назарбаева, в нашей Компании принимались меры по повышению транзитного потенциала Казахстана в условиях постоянно усиливающейся конкуренции перевозок по альтернативным транспортным коридорам. В этой связи на Правительственном уровне был разработан и утвержден План развития АО «НК «КТЖ на 2004-2006 годы. Для формирования замкнутой сети железных дорог Казахстана в приоритете были определены такие меры как, сдача эксплуатацию новых линий Аксу – Дегелен и Алтынсарино – Хромтау. За счет последнего сокращалось расстояние перевозки грузов от Астаны до порта Актау – на 2400 км.

- В один из осенних дней 2004 года в Атырауское отделение дороги приехала комиссия из числа тогдашних первых руководителей Компании. А тогда Мангистауский подотдел был в составе вышеуказанного отделения. Во второй половине дня нам приехал Калтай Самбетов, который тогда работал в должности Первого Вице-президента Компании. Он собрал всех руководителей предприятий, находящихся в железнодорожном узле Мангышлак, принял их отчеты о текущем положении дел в хозяйствах и принимаемых мерах по улучшению. Затем комиссией в составе руководителей подотдела и станции Мангышлак произвели осмотр объектов станции. Осмотрев законсервированный горочный пост, аппаратный зал, имеющееся путевое развитие, сообщил о том, что станцию ждет большое будущее и предстоит оживление в перевозках грузов, а для этого есть необходимость расконсервации сортировочной горки. В этот же день он вылетел в Атырау.

На следующий день на совещании под председательством Президента АО «НК «КТЖ» Ерлана Атамкулова им было высказано мнение о наличии возможностей расконсервации сортировочной горки и открытия в Мангышлаке нового отделения дороги, обосновав это наличием достаточно подготовленных кадрах для этой работы. Председательствующий, внимательно выслушав доклад своего заместителя, согласился с его компетентным мнением. Это и стало отправной точкой в истории создания нашего филиала.

Так, резкий скачок объемов грузоперевозки на железнодорожном и морском транспорте обеспечили создание Мангистауского подотдела Атырауского отделения дороги (приказ № 124-Ц от 4.03.2000 года), а впоследствии из-за роста транзитных перевозок – самостоятельный филиал АО «НК «КТЖ» - «Мангистауское отделение дороги» (приказ № 525-Ц от 31.05.2007 года), а с 1 июля 2016 года на базе филиала АО «НК «КТЖ» - «Мангистауское отделение дороги» был открыт новый филиал АО «КТЖ»-«Грузовые перевозки» - «Мангистауское отделение ГП».

Получение приказа об открытии нового отделения было общей победой, которое воспринялось всеобщим ликованием, радостью и большими надеждами…

Изначально отделение создавалось на пустом месте: не было ни соответствующего штата, ни технических, ни материальных средств, ни форм статистической и учетной отчетности и т.п. Для этого было принято начинать с сердца любого отделения – диспетчерского аппарата. Сразу же были получены поручения от руководителей Компании о демонтаже двух диспетчерских кругов поездо-участков «Опорная – Бейнеу – Оазис» и «Бейнеу – Мангышлак – Узень» с филиала «Атырауское отделение дороги» и монтаже их в нашем вновь открывшемся отделении. Для этого была проведена реконструкция подходящего помещения с увеличением площади, установлено монтажное оборудование и пульты-управления, каналы связи, проведены многочисленные эксперименты в тестовом режиме и др. Так, благодаря нашим кадрам и участию специалистам, приехавшим из Астаны, Алматы и Актобе, вся эта титаническая работа по этому переносу была завершена рекордно короткие сроки, за 2-3 месяца.

Эти люди вложили всю свою душу и сердце, не спали днями и ночами, где-то в перекусах вместо полноценных обеденных перерывов, круглосуточно и без отдыха, не жалея не сил и не считаясь со времени, делали свою кропотливую работу во имя общего дела! Вот как проводилась эта нелегкая работа по налаживанию системы управления движением поездов, так как у каждого из них в душе была вера в светлое будущее!

Неоценимую поддержку в создании нового филиала оказал ветеран труда, наставник многих поколений, выдающийся железнодорожник А.С.Сельбаев. Именно такие качества, как дальновидность и стратегическое мышление, позволили ему ещё тогда предвидеть необходимость расширения транспортных возможностей региона для беспрепятственного выхода к мировому океану. Как он отметил: «Актау-порт – это единственные морские ворота страны. Получение стратегического выхода к морю через транспортные коридоры будет определять наше будущее…» (журнал «Таншолпан» № 7, 2003 год).

Огромную роль в решении административных вопросов оказали такие видные государственные и политические деятели, как К.Кушербаев (аким Мангистауской области, 2006-2011 годы), З.У.Алшымбаев (депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан, 2004-2007 годы), М.И.Бортников – (заместитель акима Мангистауской области), А.Шамшадинов (начальник управления транспорта Мангистауской области).

Для реализации указанного проекта большую практическую помощь оказали видные руководители железнодорожного транспорта: Б.К.Нарегеев, Н.И.Килыбай, К.Н.Кокрекбаев, К.С.Таласпеков, Б.С.Беркимбаев и др. В становлении и развитии филиала внесли вклад Н.Б.Губашов, Е.К.Нурабаев, Н.И.Килыбай, Б.Е.Аркенов, С.Ж.Кабдешов, которые работали директорами самостоятельного филиала с момента образования предприятия. Внесли свой личный вклад такие руководители, как К.Ш.Уазир, Б.А.Самиев, Т.А.Амиров, А.А.Алдаберген, С.Е.Есенкулов, С.Т.Кунаев и др.

Развернулось крупномасштабное железнодорожное строительство, в связи чем Правление АО «НК «КТЖ» (протокол № 02/22 от 11 августа 2014 года) решило образовать филиал «Мангистауское отделение магистральной сети» с определением его территориальных границ. На торжественном собрании 26 августа 2014 года по указанному знаменательному событию Вице-президент компании Е.А.Кизатов, обращаясь к трудовому коллективу, сказал: «Железная дорога – это локомотив экономики, который своим развитием дает импульс процветанию нашей страны. Поэтому каждому железнодорожнику честь трудится во благо нашей страны и народа. Еще 50 лет назад никто не верил, что проложенная на этой священной земле железная дорога будет процветать. А теперь дорога жизни не только стала локомотивом развития региона, но и всего транспортно-транзитного потенциала страны. Самое главное это единство и сплоченность в работе! Поздравляем Вас с сегодняшним историческим событием!» (газета «Қазақстан теміржолшысы» № 97 от 28.08.2014 года).

Проходимые процессы в мировой экономике под влиянием различных факторов накладывают свой отпечаток в структуре и направлениях грузопотоков. Возникает необходимость изменения традиционных направлений движения товаров из Азии в Европу. Рассматриваются альтернативные безопасные трансконтинентальные маршруты через Актау-порт (Казахстан), где главным фактором будет считаться срок доставки. Поэтому проводимая государственная политика по активному возрождению «Нового Шелкового пути» будет процессом закономерным. С каждым днем становиться понятным, что без укрепления торгово-экономических связей и региональной безопасности, невозможно будет построить сильное и конкурентоспособное государство (Ә.Ахметов. «Геосаяси өзгерістер замандағы «Жібек Жолы». Егемен Қазақстан газеті, 26 тамыз 2014 жыл №165).

В указанных условиях с развитием отрасли бурно развивается регион. На нашей священной земле – Мангыстау – строятся автомобильные и железные дороги, проводится модернизация морских портов, укрепляется социально-экономическая база региона, открываются новые предприятия, создаются новые рабочие места. Все это благосостояние отрасли, страны и народа.

В 2016 году широко отпраздновали 50-летие со дня образования железной дороги в регионе и прибытия первого поезда на станцию Мангышлак. В 2017 году отметили 10-летний юбилей нашего отделения.

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее